Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа с.Ленинское»
СОГЛАСОВАНО
Протокол педагогического совета
от 29.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
от 05 сентября 2025 г. № 210
СОГЛАСОВАНО
Протокол
Совета родителей
От 05.09.2025г. №1
Положение
об организации инклюзивного образования
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении
«Начальная общеобразовательная школа с. Ленинское»
1.
Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), детейинвалидов в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Начальная
общеобразовательная школа с. Ленинское» (далее МКОУ НОШ с. Ленинское ).
Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федерального закона от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации;
• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
• приказа Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
• приказа Минпросвещения от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
• постановление главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
• постановление главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
• нормативными актами регионального и муниципального уровней;
• Уставом МКОУНОШ с. Ленинское.
В положении используются следующие понятия:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ)физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медико-педагогической
комиссией
и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инвалид (ребенок-инвалид - лицо до 18 лет) - лицо, которое имеет нарушение
здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей.
Адаптированная основная образовательная программа (далее - АООП) образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение
АООП на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и
образовательных потребностей конкретного обучающегося. Индивидуальный учебный
план является составной частью АООП.
Цель инклюзивного образования — реализация права на получение общего образования
в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и
удовлетворение особых образовательных потребностей воспитанников, обучающихся с
ОВЗ и/или детей - инвалидов на основе гуманистических ценностей и принципов
социальной модели понимания инвалидности; создание специальных образовательных
условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации,
индивидуализация образовательного процесса на основе специальных педагогических
подходов, форм и методов обучения.
Задачи инклюзивного образования:
•
•
Освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с ФОП;
создание эффективной системы психолого-педагогического и социального
сопровождения обучающихся с ОВЗ и/или детей - инвалидов с целью создания
специальных образовательных условий, коррекции особенностей их
психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации
познавательной деятельности, формирования социальных навыков и
•
•
компетенций;
индивидуализация образовательного процесса
на основе специальных
педагогических подходов, форм и методов обучения;
формирование у детей с ОВЗ и у детей, не имеющих таких ограничений
позитивного, опыта социального взаимодействия в урочной и внеурочной
деятельности;
формирование у всех участников образовательного процесса внимательного отношения к
проблемам детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
2.
Прием на обучение
Зачисление ребенка с ОВЗ в образовательную организацию регламентируется:
• Приказом Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. N 458 «Об
утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями);
•
Приказом Министерства просвещения РФ от 6 апреля 2023 г. N 240 "Об
утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной
организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,
в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по
образовательным программам соответствующих уровня и направленности";
• Правилами приема на обучение в МКОУ НОШ с. Ленинское .
Прием в образовательную организацию ребенка с ОВЗ обучение по АООП в рамках
общеобразовательного класса осуществляется с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Родители (законные представители) в обязательном порядке в письменной форме
дают согласие на обучение по адаптированной основной образовательной программе
после ознакомления с ней.
Зачисление ребенка осуществляется на основании:
• Личного заявления родителя (законного представителя)ребенка;
• Заключения и рекомендаций ПМПК по созданию специальных условий.
В приеме в образовательную организацию может быть отказано только по причине
отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, когда при приеме в нее
установлены особые требования (творческие или интеллектуальные испытания при
конкурсном отборе, требования к состоянию здоровья).
2.4 Родители вправе представить в образовательную организацию заключение ПМПК,
полученное как в Центральной, так и в территориальной психолого – медико педагогической комиссии или другого субъекта Российской Федерации.
2.5.Заключение ПМПК содержит:
•
обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в
физическом и(или) психическом развитии и(или) отклонений в поведении и
наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения
ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на
основе специальных педагогических подходов;
•
рекомендации по определению образовательной программы, которую ребенок
можетосвоить, форм и методов психолого – медико - педагогической помощи, созданию
специальных условий для получения образования.
2.6. Заключение ПМПК действительно для представления в исполнительные органы
государственной власти, образовательные организации, иные органы и организации в
течение календарного года с даты его подписания.
Заключение ПМПК, как и ИПРА ребенка-инвалида, для родителей (законных
представителей) носит рекомендательный характер. Родители (законные представители)
ребенка имеют право не представлять указанные документы в образовательные и иные
организации.
При непредставлении родителями (законными представителями) ребенка
заключения ПМПК и (или) ИПРА ребенку оказываются образовательные услуги на
общих основаниях.
3.
Организация инклюзивного образования
Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в образовательной
организации являются:
• создание адаптивной образовательной среды, учитывающей особые
образовательные потребности детей с ОВЗ и/или инвалидностью;
• создание специальных образовательных условий;
• деятельность службы психолого-педагогического, логопедического,
дефектологического и социального сопровождения детей с ОВЗ и/или инвалидностью
и их семей;
• повышение квалификации педагогических работников и администрации
образовательной организации в области инклюзивного образования.
Образовательная организация реализует процесс инклюзивного образования на основе
специально созданной образовательной среды, специальных педагогических подходов,
а также наиболее подходящих для лиц с ОВЗ и/или инвалидностью методов и способов
обучения и воспитания путем организации совместного обучения и воспитания детей с
ОВЗ и/или инвалидностью и детей, не имеющих таких ограничений.
Решение об оптимальной форме организации образовательного процесса ребенка с
ОВЗ и/или инвалидностью при поступлении в образовательную организацию и в
течение всего периода воспитания и обучения принимает Психолого-педагогический
консилиум образовательной организации (далее - ППк) совместно с родителями
(законными представителями) ребенка на основании данных психолого педагогического обследования, с учетом рекомендаций ЦПМПК, индивидуальным
планом реабилитации или абилитации (далее - ИПР/ИПРА) ребенка - инвалида.
В целях создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для
обучения, воспитания и социальной адаптации детей с особыми образовательными
потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями,
уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно - психического
здоровья могут быть созданы классы/группы для инклюзивного, совместного обучения,
воспитания детей с ОВЗ и/или инвалидностью и детей, не имеющих таких особенностей
(инклюзивные классы/группы).
По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны следующие
модели инклюзии:
• полная инклюзия, при которой обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в
•
•
•
сопровождении тьютора) посещают классно-урочные занятия в очной форме
совместно со сверстниками, не имеющими особенностей развития, обучаются по
адаптированной основной образовательной программе в соответствии с учебным
планом класса, в том числе, планом внеурочной деятельности. В этом случае
коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации
индивидуальных и групповых занятий на основе заключения ПМПК о создании
специальных условий обучения на основе дифференцированного подхода при
организации образовательного процесса;
частичная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной основной
образовательной программе по индивидуальным учебным планам, совмещая
совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам
организованной образовательной деятельности
с
индивидуальными/групповыми занятиями по другим предметам образовательных
областей
индивидуального
учебного
плана
(нелинейное
расписание).
Коррекционная помощь оказывается посредством организации групповых и
индивидуальных коррекционно – развивающих занятий в соответствии с
заключением ПМПК, программой коррекционной работы адаптированной основной
образовательной программы. Обучающиеся с ОВЗ участвуют в
занятиях
и мероприятиях дополнительного образования, внеурочной деятельности, культурно
- досуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими отклонений в
развитии ,если это не препятствует совместному образовательному и
воспитательному процессу и не противоречит рекомендациям психологопедагогического консилиума школы;
социальная инклюзия – при которой обучающиеся с ОВЗ обучается по
индивидуальному учебному плану, преимущественно в индивидуальной форме, и
включается в коллектив сверстников, не имеющих особенностей развития, на
внеурочных, культурно - досуговых мероприятиях (праздниках, экскурсиях, и т.д.),
на некоторых занятиях внеурочной деятельности.
При реализации индивидуального учебного плана временной режим обучения детей с
ОВЗ определяется образовательной организацией с учетом особенностей здоровья
обучающихся и по согласованию с родителями (законными представителями) ребенка.
Возможно составление как линейного, так и нелинейного расписания, при
котором коррекционно-развивающие курсы могут проводиться в первой половине дня и
чередоваться с учебными дисциплинами.
При организации специального или инклюзивного обучения, учитывая особенности
психофизического развития и состояния здоровья обучающегося, возможно изменение
формы обучения с очной на очно - заочную или заочную, а также изменение формата:
вместо традиционного - дистанционный.
При разработке и реализации ИУП обучающихся с ОВЗ важно учитывать
следующее:
• обязательно
выполнять
требования, предъявляемые
к
содержанию
рекомендованного ребенку варианта АООП, и опираться на
рекомендации, разрабатываемые на региональном уровне;
• использовать возможности ИУП как персонифицированного конструктора учебных
нагрузок, последовательности и объема изучения обязательных и специально
вводимых в содержание образования учебных дисциплин и коррекционных
курсов;
• перевод на ИУП обучающихся с ОВЗ не равен организации исключительно
индивидуально ориентированных форм обучения и воспитания, используются все
необходимыересурсыобразовательнойорганизации,семьиребенкадлявключенияего
в совместные формы деятельности;
• использование краткосрочного ИУП (1-2 месяца) как инструмента решения задач
психолого-педагогической реабилитации, адаптации к новым условиям обучения и
воспитания, обеспечения специальных мероприятий по сопровождению
обучающегося; как обеспечение индивидуально ориентированных мероприятий по
сохранению и укреплению здоровья ребенка, выравнивание стартовых
возможностей для продолжения обучения по программе основного общего
образования. В данном случае допускается модульное обучения, при котором на 2
недели - 1 месяц все учебное и внеучебное время занимают коррекционноразвивающие курсы с планомерным включением обучающегося в индивидуальные
или малыми группами занятия с педагогами предметных дисциплин;
• перераспределять учебные часы в ИУП как в рамках одной содержательной
области между разными предметами, так и между содержательными областями,
при условии обязательного выполнения требований к годовому объему нагрузки
по обязательной части учебного плана;
Обучающиеся c ограниченными возможностями здоровья, успешно усваивающие
адаптированные основные общеобразовательные программы, по решению
педагогического совета переводятся в следующий класс.
Содержание общего образования и условия организации обучения и воспитания детей инвалидов определяется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида. Образовательная организация предоставляет возможность для участия
воспитанников и обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью, независимо от степени
выраженности нарушений их развития, в воспитательных, культурно-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных мероприятиях.
4. Организация образовательной деятельности при инклюзивном образовании
Общая
наполняемость
класса/групп
и
количество обучающихся/воспитанников с ОВЗ в
условиях
инклюзии, атакже
численность обучающихся/воспитанников в малокомплектном классе/группе для
обучающихся с ОВ3 определяются исходя из категории обучающихся/воспитанников с
ОВ3 в соответствии с установленными требованиями
СанПиН в
отношении
предельной наполняемости классов/групп.
Содержание
общего
образования
и
условия
организации
обучения
обучающихся/воспитанников с ОВЗ определяются адаптированной основной
общеобразовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации / абилитации инвалида (ИПРА).
Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется с учетом
образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том
числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы
на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося. Адаптированная основная образовательная
программа школы реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.
Обязательным разделом адаптированной основной общеобразовательной программы
является программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа в
школе проводится как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. При
реализации образовательных программ используются различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное
обучение.
Адаптированные
основные
общеобразовательные
программы
могут
реализовываться образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством
сетевой формы реализации.
Режим работы при организации инклюзивного образования определяется
образовательной организацией самостоятельно с соблюдением норм СанПиН.
Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
учебных занятий и занятий внеурочной деятельности, которое определяется
образовательной организацией в соответствии с установленными требованиями
СанПиН.
Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный
федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ
осуществляется в соответствии с требованиями законодательства и локальными
нормативными актами образовательной организации.
5. Обязательная документация по организации инклюзивного образования
Заключение ПМПК
Приказ учреждения об организации инклюзивного образования для детей с ОВЗ, в
котором должна быть указана аудиторная учебная нагрузка на обучающегося
инклюзивно,
сопровождение и (или) присутствие родителей (законных представителей) во время
учебного процесса (при необходимости), часы дополнительного образования (если оно
рекомендовано ПМПК), организация психолого-педагогического сопровождения, а также
возложение ответственности за жизнь и здоровье обучающегося на педагогических и
(или) административных работников учреждения.
Индивидуальный учебный план с полной учебной нагрузкой (с учетом индивидуального
обучения на дому, инклюзивного образования, дистанционного образования (при
наличии).